Капитан SAS Йохан Лестер столкнулся с подменой данных и помехами GPS во время захода на посадку при перелёте из Осло в Киркенес в пятницу вечером.
Норвегия подняла тревогу после того, как обнаружила, что Россия не только ставит помехи в работе глобальных навигационных спутниковых систем на границе, но и подменяет сигналы GPS. Такая атака может привести к серьёзным сбоям в работе гражданской авиации.
«Мы обеспокоены, да, и это то, что мы учитываем при каждом рейсе в Восточный Финнмарк. Сегодня нас обманули при заходе на посадку в Киркенесе», — говорит Йохан Лестер.
Аэропорт Киркенеса Хёйбуктмоен находится в 10 километрах от границы с Россией и примерно в 50 километрах от военной базы в долине Печенги. Западные СМИ утверждают, что оттуда 200-я мотострелковая бригада и 61-я бригада морской пехоты регулярно направляют сигналы радиоэлектронной борьбы в сторону Норвегии.
Далее на Кольском полуострове находится авиабаза «Оленья», где российские военно-воздушные силы размещают бомбардировщики Ту-95МС, которые часто летают на юг, чтобы запускать крылатые ракеты по Украине. Коммерческие авиалайнеры, выполняющие рейсы в Киркенес, теперь принимают особые меры. Разработана процедура захода на посадку, которая не предполагает использование GPS.
Наиболее значительные сбои в работе спутниковой навигации наблюдались на высоте около 3000 метров над землёй. В регионе Восточный Финнмарк, как и в Финляндии и других европейских странах, граничащих с Россией, с 2017 года наблюдается экспоненциальный рост числа случаев глушения сигналов. В прошлом году пилоты, летавшие в Киркенес, почти каждый день сообщали о перебоях с GPS-сигналами.
Такие помехи создаются специальными российскими военными машинами, излучающими мощные радиосигналы, которые блокируют спутниковую связь и навигационные системы.