В советские годы занятия музыкой у частного педагога было чем-то из разряда обязательной программы. При этом ребенка попросту могли заставлять заниматься. Просто для общего развития. Но нагрузка тогда у детей была совсем другой, нежели сейчас. Если ребенок занимался музыкой, в крайнем случае его могли еще на уроки английского отправить.
Сегодня же желание родителей помочь ребенку выбиться в люди, порой напоминает сумасшествие. Плавание, иностранный язык, танцы, математика и многое другое ложиться на детские плечи непосильным грузом. Вот только музыка все-таки стоит особняком. Родители могут хотеть, но если у ребенка нет слуха, то карьера музыканта или певца может закончиться на первом прослушивании.
Так ли это на самом деле, есть ли у ребенка шанс добиться успеха? В конце концов, если ребенок любит петь, или трогать клавиши фортепиано в самом раннем возрасте, может быть стоит попробовать?
Об этом и многом другом я решил поговорить с известным в Белореченске педагогом Азнив Апикяьн. И вот что она мне ответила:
— В любом возрасте есть музыкальный слух (если слуховой аппарат здоров), но насколько он развит определить может только педагог. При грамотном подходе, обязательно должна прослеживаться положительная динамика в развитии интонационного слуха, ритмического, музыкальной памяти. Профессор Черниговская очень правильно рассказала о пользе занятий музыкой.
— А есть ли у ребенка перспективы, если он на прослушивании показал себя недостаточно музыкальным? Если не медведь, то кто-то на ухо ему все-таки наступил.
— Перспективы я вижу всегда. Музыкальное развитие имеет место всегда. Какими темпами? Зависит от многих аспектов: сколько занимается ученик, как тщательно и терпеливо он это делает. От контроля родителей тоже много зависит. Однако больше всего развитие зависит от педагога. Нашел подход, это уже часть успеха. Со стороны педагога должен быть 100% индивидуальный подход. Есть дети с особенностями развития. Это вообще отдельная история. Но и тут возможны достижения. Конечно, нужно понимать, что Денисы Мацуевы из всех не получаются, но классные профессионалы могут. У меня была девочка-аутист. Так ее технике могли позавидовать многие взрослые музыканты. А еще любое творчество в таких случаях благотворно сказывается на здоровье, и помогает ребенку адаптироваться в социуме.
— Очень интересно, как проходит у детей знакомство с классикой, после всего того, что они слушают в своих гаджетах? Они ведь после рэпа, хип-хопа или откровенной попсы могут просто не принять классику, а ведь на ней строится всё обучение.
— На самом деле желающих петь и играть классику гораздо больше, чем вы думаете. К классике интерес есть. Просто нужно начинать не со сложных произведений, а с тех мелодий, которые на слуху. Это всем известные произведения, которые очень часто звучат в эфире. Скажем, классику любит и исполняет замечательный гитарист Виктор Зинчук. Даже рэперы порой вставляют в свои речитативы целые куски классических музыкальных произведений. У меня знакомство с классикой может начаться с произведений Э. Грига «В пещере горного короля», или «Утро».
— А есть ли у вас лично какие-то цели и задачи, когда вы берете очередного ученика? Вы ведь уже много лет преподаёте. Кто-то из ваших учеников нашел свое место в жизни, именно как музыкант или певец?
— Среди моих учеников было много лауреатов, дипломантов различных Международных и Всероссийских конкурсов. Добившись таких успехов, они точно найдут применение своему таланту. Но у меня нет цели сделать из ученика звезду. Хотя не скрою, было бы приятно. Цель одна: формирование гармоничной личности посредством музыки. Поэтому я дорожу своим дипломом Госдумы РФ за профессионализм, за проект: «Формирование общечеловеческих ценностей посредством музыки».
А задач много: у пианистов свои, у вокалистов свои, есть точки пересечения, например, музыкальная память и не только музыкальная. Над всем этим приходится работать. Правда есть и главная цель. Делиться с учениками свой любовью к музыке.