Онлайн опрос:

Уважаемые белореченцы! Из каких источников вы берете информацию о деятельности администрации муниципального образования Белореченский район и краевой власти?

Результаты голосования

Погода

день
Виртуальная приёмная


Статья: Половое воспитание детей и подростков


Половое воспитание – это часть общего воспитания человека, важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков. Каждый человек в течение жизни проходит процесс психосексуального развития, то есть формирует и развивает свое представление о сексуальности и личные сексуальные предпочтения.Для полового воспитания ребенка решающее значение имеет отношение самих родителей к проблеме сексуальности, их представление о том, что является «нормальным» в вопросах секса. Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь.

Прежде всего, взрослые должны усвоить:

  1. Как личность человека неотделима от его сексуальности, а сексуальность – от личности, так и половое воспитание неотделимо от воспитания «вообще».

  2. Полноценное половое воспитание должно начинаться задолго до вступления детей в период полового созревания. Именно в раннем детстве закладываются первичные пласты подсознательного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Иными словами, воспитывая ребенка в 3 года, родители строят дом, а, повторяя то же самое в его 13 лет, они смогут лишь подкрасить стены.

  3. Дать детям грамотное, соответствующее возрасту представление об интимной стороне жизни не труднее, чем научить их множеству других вещей. А соблюдение некоторых достаточно простых правил поможет добиться успеха.

  4. Важнейшее, что необходимо донести до своего ребенка – что бы ни случилось, он всегда может рассказать об этом кому то из родителей. Дома его выслушают, ему поверят и защитят. Ребенок должен доверять маме и папе, а они должны быть достойны этого доверия.

  5. Взрослым придется провести внутреннюю работу с самими собой, взяв под контроль собственные комплексы и проблемы. Безусловно, избавиться от них таким способом не удастся, но главная цель родителей – не передать их ребенку и создать ему предпосылки для защиты от них. Добиться этого не так уж трудно, поскольку раннее половое воспитание не предполагает обсуждения личных сексуальных предпочтений родителей или рассказа об их личном опыте половой жизни. Подобные вопросы со своими детьми не стоит обсуждать ни в каком возрасте, даже когда они сами станут мамами и папами. Речь идет лишь об отношении к телу и зачатию как таковому. В норме это отношение должно быть позитивным: в теле нет ничего плохого, а в факте зачатия –постыдного. Все люди зачаты одним и тем же способом: соединением яйцеклетки и сперматозоида.

  6. Воспоминания о собственном детстве (какие представления и познания о сексуальной стороне жизни были у нынешних мам и пап, когда они были в том же возрасте, что и их ребенок сейчас), безусловно, тоже помогут родителям. Консультация психолога или сексолога (а возможно, и обоих специалистов) будет очень кстати.

Литература:

  1. Богданович Л.А. «Предисловие к книге Р. Борман Молодежь и любовь». г. Москва, 1991г.

  2. «Введение в сексологию». Учебное пособие г. Москва, «Олимп», 1999г.

  3. Каган В.Е. «Родителям о половом воспитании» г. Москва, 1999г.

  4. Крайх Г. «Психология развития» СПб, «Питер», 2000г.


Адлер А. «Родительское влияние.Наука жить»

г. Киев, «Порт роял», 1997г.





Информация обособленного подразделения в МО Белореченский район

«Влияние хронических заболеваний на личностное развитие ребёнка»


Дети, страдающие хроническими заболеваниями, отличаются от здоровых сверстников особенностями не только физического, но и психического развития. Как правило, хронические заболевания в детском возрасте сопровождаются качественно иным формированием личности, так как именно в этот период происходит основное становление ребенка как личности. Психическая деятельность ребенка с заболеванием, процесс его социализации в окружающем мире меняется потому, что психические механизмы действуют в особых, вызванных и измененных болезнью условиях. При этом болезнь является лишь биологической предпосылкой изменения личности ребенка. Серьезное и длительное соматическое нарушение приводит к общим стойким изменениям его внутреннего мира и всего психического облика.

Влияние соматических заболеваний на развитие и социализацию ребёнка зависит от стадии развития, в которой находится ребёнок.

В грудном возрасте психическое развитие ребёнка страдает вследствие ухудшения аппетита, нарушений сна, ограничения двигательной активности и, соответственно, возможности познавать окружающий мир опытным путем, бедности внешних стимулов. Физическая слабость искажает эмоциональные реакции ребенка на присутствие родителей, что может проявляться по-разному. Частая госпитализация ведет к тому, что ребенок не испытывает доверия к своим родителям.

В дошкольном возрасте нарушается развитие самостоятельности, подвижности, навыков самоконтроля.

В младшем школьном возрасте болезнь мешает своевременной социализации, так как ребенку приходится часто пропускать занятия из-за ее обострения и лечебных мероприятий. В среднем и старшем школьном возрасте ребенок становится более самостоятельным и ответственным и постепенно принимает на себя часть забот о собственном здоровье, но хроническое заболевание нарушает этот процесс.

В подростковом возрасте заболевание препятствует становлению независимости, ответственности за собственное здоровье, способности строить отношения с лицами противоположного пола и планы на будущее. Болезнь и лечение могут очень усложнить жизнь подростка, особенно если они отражаются на внешности. Нередко подросток стремится проверить, насколько оправданы ограничения, налагаемые на него из-за болезни и необходимости соблюдать медицинские рекомендации.

Таким образом, у детей, имеющих хронические заболевания, процесс и результаты их социализации и развития, наряду с общими чертами будут иметь особые, специфические, черты. В отношении ослабленных соматически детей и подростков необходимо, организуя воспитательную работу, учитывать все тонкости их состояния здоровья, факторов, влияющих на ухудшение здоровья, готовить к работе с такими детьми медицинский персонал, родителей, педагогов и самих больных детей.

Следует постепенно перепоручать больному ребенку заботы о собственном здоровье в той мере, которая соответствует его психическому развитию, личностной зрелости и пониманию характера заболевания. Родителям и педагогам необходимо обучать ребёнка контролировать собственное состояние, оценивать его изменения, улавливать признаки обострения заболевания. Родителям необходимо помочь ребенку найти пути становления самостоятельности.


«Влияние психосоматических заболеваний на социализацию и развитие ребёнка»

В настоящие время количество детей, имеющих хронические соматические заболевания, с каждым годом увеличивается. Эта проблема становится социально-экономической, не только в нашей стране, но и в других странах мира. Болезнь вносит свои коррективы в жизнь ребенка, влияет на его качество жизни и психическое развитие. Психическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Исходя из этого, важным является подход к детям, имеющим хронические соматические заболевания, помощь им должна быть комплексной, т.е. направленной не только на устранение заболевания, но и на последствия, связанные с заболеванием. Последствиями заболеваний у детей могут быть нарушение таких психических процессов, как память, внимание, мышление. В этой дипломной работе будут представлены методики на обследование и развитие мышления. Проблема трудностей обучения в школе одна из самых сложных недостаточно изученных специалистами. Эта проблема неуспеваемости детей начинается ещё в начальной школе, и поэтому если мы не обращаем внимания на это, то эти дети в последствие начинают отставать от учебы, затем это может усугубиться ещё и возрастными отклонениями в психическом развитии, таких как: память, мышление, внимание. Следует отметить, что практически никогда не удается выделить одну отдельно взятую причину, будь то состояние здоровья, неблагоприятные социально-бытовые условия, дефекты воспитания, недостаточная готовность к обучению, индивидуальные особенности развития. Можно проанализировать трудности обучения исходя из каждой отдельной причины, а можно отталкиваться от характера того, что «не дается», и затем разобрать, что их вызывает. Сложности в том, что при одних и тех же трудностях у разных детей причины могут быть многовариантными.Почти все трудности, возникающие у детей, учитель связывает главным образом с успеваемостью. При этом, оценка ребенка укладывается, как правило, в типичную схему: отличник – значит, хороший ученик, получает двойки - значит, плохой. Соответствуют этой схеме и применяемые меры. В лучшем случае в школу вызываются родители, которым раздраженный педагог предъявляет претензии, что они плохо смотрят за сыном (или дочерью), плохо его воспитывают, мало с ним занимаются. В худшем, вернее, совершенно не допустимом случае учитель при всем классе, не стесняясь и не задумываясь о последствиях, в повышенном тоне оскорбляет и унижает ребенка. Большинство даже самых опытных педагогов связывают неуспеваемость ученика с его ленью, нерадивостью, невоспитанностью. Вспомните, цифру 80% учителей считают, что успешность обучения определяется трудолюбием, прилежанием, отношением к порученному делу. Значительно реже учитель задумывается об истинных причинах неуспеваемости, естественно, о необходимости соответствующих мер по их устранению. Об этом в первую очередь следует задуматься как учителям, так и родителям детей с нарушениями в развитии.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:


Физическое насилие
- преднамеренное нанесение физических повреждений. Сексуальное насилие (или развращение) вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и унижения ребёнка угрозы в адрес ребёнка в словесной форме, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму. Пренебрежение нуждами ребёнка - это отсутствие заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Признаки насилия, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов: следы побоев, истязаний, другого физического воздействия; запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.); отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними; систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома. Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии -отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию; реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. -Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Мне ладо сказать кое-кому (психологу, социальному работнику или полицейскому) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты чувствовала себя в безопасности». Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если, тебе сделали плохо»; пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся»; повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал; объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку. Что делать, если насилие все же случилось Не стесняйтесь и не бойтесь рассказывать о случившимся. Это преступление, за которое обидчик должен нести ответственность! Если у тебя с собой нет мобильного телефона, то следует направиться в ближайшее место, где можно найти работающий телефон (магазин, парикмахерская, банк и т.п.) Сообщи о факте преступления в органы внутренних дел (02) и жди их приезда. По «горячим следам» преступника найти легче. Как можно подробнее и точнее расскажи обо всем, что с тобой произошло. Чем больше ты вспомнишь деталей, тем успешнее будет поиск. Даже если ты не уверен, что в ходе нападения ты получил травму, обратись в «скорую помощь» (03). Если травма получена, то её необходимо зафиксировать у врача и представить полученные медицинские документы в правоохранительные органы. Правило четыре «НЕ» НЕ разговаривай с незнакомцами и не впускай в дом. НЕ заходи с ними в лифт и подъезд. НЕ садись в машину к незнакомцам. НЕ задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты. 1 . Умей говорить - нет. Смело говори НЕТ, если понимаешь, что твоей безопасности угрожают.
2. Не провоцируй насильника (не оскорбляй его), попытайся говорить с ним спокойно.

3. Если пристали хулиганы, зови друзей или привлекай к себе внимание случай­ных прохожих. Кричи «Пожар!» Хулиганы обычно трусливы, и даже группа детей младше их по возрасту, может дать достойный отпор. 4. Если ты возвращаешься домой вечером, то старайся идти по центральным освещенным улицам. 5. Всегда помни свой адрес и номер телефона. Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия и жестокости. Родители - самые близкие для ребенка люди - в первую очередь ответственны за его безопасность и защиту. Ребенок имеет право на жизнь без насилия! Если Вам известны факты жестокого обращения с детьми в семье, не оставайтесь равнодушными, сообщите об этом: - дежурная часть УВД - «02» - органы опеки и попечительства (по месту жительства) - органы соцзащиты (по месту жительства) - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства) - прокуратура - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края (861) 268-66-27, 259-88-92 - Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае (861) 268-23-75

«Профилактика самовольных уходов»

Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.     Безнадзорность ребёнка или его самовольный уход из дома или учреждения являются самой распространённой причиной совершения преступлений несовершеннолетними или в отношении них. В большинстве случаев уход из дома - это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Так называемые брошенные дети, чьи родители действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство. В большинстве случаев побег из дома - это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода. Уход ребенка из семьи облегчен тем, что детям доступны передвижения практически на всех видах транспортных средств. Большая часть побегов длится по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома - это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован Самовольные уходы из семей, взявших детей на воспитание, могут быть связаны с трудностями адаптации в новых для них условиях. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение.  Дети, пришедшие в такие семьи из интернатных учреждений, испытывают последствия устойчивой психической неудовлетворенности в потребностях. Эта неудовлетворенность выражается в следующих типах поведения: «Стремящиеся к компенсации» (такие дети активно ищут выход из создавшегося положения), «Подавленный тип» (характеризуется уходом ребенка в себя от травмирующей его ситуации), «Хорошо приспособленный» (ребенок склонен находить достаточно стимулов для своего развития). Дальнейшая судьба «сбегающих» детей может оказаться довольно неблагоприятной, особенно в социальном плане. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет.

Классификация самовольных уходов детей:

1.     Эмансипационные побеги –это наиболее частые побеги, составляют около 45 % случаев. Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных, от наскучивших обязанностей и понуждений, ребёнок желает «свободной», «весёлой» и «легкой» жизни. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями. Начало этих побегов приходится в основном на возраст 12-15 лет. 2.     Импульсивные побеги- этот вид составляет 26% побегов. Чаще всего первые побеги являются следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны взрослых или сверстников. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания - гипопротекция, явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого обращения. Возраст импульсивных побегов составляет от 7 до 15 лет. 3.      Демонстративные побеги – эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20 % случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, найдут и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина - уменьшение внимания со стороны значимых взрослых, или необходимость получить какую-либо материальную выгоду, или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет. 4.     Дромоманические побеги- редкий тип, наблюдаются в 9 % случаев. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука, тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой - измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.

С психологической точки зрения можно разграничить причины уходов ребенка из дома. 1.     Прежде всего это ошибки в воспитании, недостаточное внимание родителей к потребностям и интересам ребенка, его проблемам и переживаниям. 2.      Дети убегают из дома из-за невыносимой для них домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. 3.     Стремление убежать из дома - это знак протеста, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10-13 лет). 4.     Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учёбе: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребенка, имеющего неуспеваемость. 5.      Одним из основных побудительных мотивов ухода ребёнка из дома становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений. 6.     Ребенок может самовольно уйти из дома из специфических побуждений в пубертатном возрасте. Такие побеги обусловлены романтикой, томлением по неведомым далям и новым переживаниям, желанием дать выход своей энергии и побороть чувство собственной неполноценности. Случается, что подросток «ударяется» в бега, импульсивно реагируя таким образом на какой-нибудь самый обычный конфликт. 7.     Совершаются побеги по психопатологическим причинам при различных психических заболеваниях. Непреодолимая потребность бежать возникает как «импульсивное помешательство» в сочетании с расстройством сознания. Одной из наиболее частых причин ухода ребенка из дома, являются неразрешенные  психологические проблемы подросткового периода. Одной из психологических проблем является подростковый комплекс. Он проявляется в: 1.     Чувствительности к оценке посторонних своей внешности. 2.     Крайней самонадеянности и безапелляционных суждениях в отношении окружающих. 3.     Эмоциональной неустойчивости и резких колебаниях настроения. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков проявляется в возрасте 11-13 лет, у девочек в возрасте 13-15 лет. Так же одной из психологических проблем подросткового возраста,  является так называемое наступившее чувство взрослости. При наступлении этого чувства подросток не может объективно включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней, и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, употребление алкоголя, употребление наркотиков, желание гулять допоздна (внешнее проявление «я тоже имею личную жизнь»). Подросток пытается копировать любые взрослые отношения.

Что делать если Ваш ребенок самовольно покинул дом?

          Если Ваш ребенок самовольно покинул дом, необходимо своевременно и                                                 грамотно организовать поиск ребёнка. Шаг первый: Вспомните всё, о чём говорил ваш ребенок в последнее время, зачастую наши дети говорят нам почти всё, другое дело слышим ли мы их. Соберите родственников, с которыми Ваш ребенок общался в последнее время, обзвоните друзей и знакомых ребенка. Шаг второй: Собрав информацию, проверьте, не взял ли ребенок из дома деньги, ценности, теплые вещи, документы. Шаг третий: Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребенок не найден, обращайтесь в соответствующие органы, прежде всего в медицинские учреждения и полицию. В полиции Вам необходимо подать заявление на розыск, которое у Вас обязаны принять по первому требованию. Для этого необходимо при себе иметь: свой паспорт, фотографию ребенка, документ удостоверяющий его личность Шаг четвертый: Теперь необходимо посетить инспектора по делам несовершеннолетних и оставить ему фотографию ребенка, всю информацию, которую вы собрали у знакомых и родственников, а также телефоны, по которым с вами можно связаться. Шаг пятый: Найдя своего ребенка, попытайтесь разобраться, почему он сбежал из дома. Общие рекомендации для родителей по предупреждению самовольных уходов ребенка из дома.

1.     Говорите с ребенком! Начните с малого: спросите у ребенка, как прошёл день, что было хорошего, какие были проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности. 2.     Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк. 3.      Запишитесь и посещайте вместе в Вашим ребенком спортивный зал или бассейн 4.     Не применяйте меры физического воздействия! 5.     Не забывайте, что в преодолении кризисных ситуаций Вам всегда помогут специалисты, обратитесь за помощью к психологу или психиатру.      Последствия самовольных уходов детей из дома Самовольные уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: - проживая без надзора, дети привыкают лгать, воровать, бездельничать; - ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия: попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи; - в дальнейшем возможны серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни; - кроме того, ребёнок сам может стать жертвой насилия. Угроза сбежать из дома- это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят в первый раз - это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать может стать необратимым, с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без Вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.  Как говорить с подростком, чтобы он вас услышал Причины и профилактика самовольных уходов детей

Версия для печати Вернуться